Районный постоянно-действующий семинар «Развитие творческих способностей воспитанников и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»

01.12.2016 

на базе МАДОУ «Золотой ключик» прошёл районный постоянно-действующий семинар «Развитие творческих способностей воспитанников и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности», на котором присутствовали музыкальные руководители и воспитатели ДОУ района.

Открыли семинар: заведующий МАДОУ «Золотой ключик» Л. Б. Николаенко и ведущий специалист комитета образования и молодёжной политики Администрации Маловишерского муниципального района О. П. Петрова.  

Руководитель постоянно-действующего семинара И. А. Емельянова рассказала о характеристике музыкального репертуара в образовательной деятельности и его роли в решении задач музыкального воспитания. Произведения для различных видов музыкальной деятельности необходимо подбирать с учётом программных задач и соответствия художественно-педагогическим требованиям:

- единство содержания и музыкальной формы;

- соответствие всем видам детской музыкальной деятельности;

- доступность восприятия и исполнения воспитанниками дошкольного возраста.

Ирина Александровна подробно остановилась на критериях выбора репертуара. Детская музыка всегда должна быть яркой, образной, предельно приближенной к переживаниям и интересам ребёнка. Войти в мир музыки – значит научиться понимать особенный, «музыкальный» язык. Форма музыкального произведения не должна быть громоздкой, сложной, для восприятия. Это могут быть произведения русских и западноевропейских классиков, а также музыка советских композиторов. Тематика произведений обязательно посвящена явлениям, с которыми воспитанников знакомят в процессе всей общевоспитательной работы. Песенный репертуар должен быть простым, эмоциональным по характеру музыки, иметь не сложный ритмический рисунок, интонационную окраску, соответствовать возрастному диапазону детского голоса. Музыкальные произведения для игр, упражнений, танцевальных композиций надо подбирать с учётом развития   музыкальных образов, построением, гармоническим сопровождением и обязательно с постепенным усложнением движений. Программный репертуар распределён по кварталам в течение года и разучивается в соответствии с задачами и современными запросами воспитанников. Таким образом, все произведения репертуара, призванные осуществлять  задачи музыкального воспитания, обучения и развития воспитанников, должны отвечать требованиям художественности, доступности и соответствуют педагогическим задачам.

            Ирина Александровна провела с педагогами деловую игру «Педагогический поезд», с целью совершенствования работы музыкальных руководителей по формированию   музыкального репертуара с учётом воспитательных задач и возрастных особенностей воспитанников. Кроме того, в процессе игры систематизировались знания музыкальных руководителей по подбору   репертуара для различных видов детской деятельности, выявились уровни профессиональной подготовки педагогов, умение аргументировать свою точку зрения. Участники семинара разделились на две команды. Вначале игры была «Музыкальная разминка» – быстрый   ответ на блиц - вопросы. Следующая станция - «Мозговой штурм», на которой музыкальные руководители отвечали на практические вопросы о подборе произведений для всех видов музыкальной деятельности с учётом перечисленных критериев. Последняя станция «Музыкальная копилка» - здесь команды соревновались в умении быстро продумать два варианта музыкального репертуара  по всем видам деятельности с учётом требований (на один месяц-декабрь), используя карточки с возрастом воспитанников, а также составить вариант репертуара для праздника и развлечения. Представители каждой команды отлично справились с заданиями, подробно ответили на поставленные вопросы.  В заключении игры педагоги подвели итоги, написали свои отзывы на бумажных нотках.

Е. М. Потапова – музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад «Солнышко» поделилась подборкой музыкального репертуара по восприятию музыки и детскому исполнительству для воспитанников разновозрастной младше - средней группы, отметив большое значение правильно выбранного репертуара. Елена Михайловна учитывает вокальные навыки воспитанников, общее музыкальное развитие группы. Объём звуков мелодии, в выбранном  репертуаре, не должен превышать возможности детского певческого голоса.  

На семинаре выступила музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад «Кроха» Е. Б. Цыбульская. Она приготовила песенный, игровой репертуар к Новому году для воспитанников раннего возраста композитора Е. Гомоновой. 

Участники районного постоянно-действующего семинара обменялись музыкальным материалом (танцы, хороводы, игры) для проведения новогодних праздников с воспитанниками младшего и старшего дошкольного возраста и решили создать «Банк идей» по временам года. Педагоги поделились опытом развития творческих способностей воспитанников в музыкально - ритмических движениях, составили несколько  танцевальных композиций, исполнили детские сюжетно-образные танцы.

В заключение работы районного постоянно-действующего семинара участники подвели итоги и наметили перспективы дальнейшей работы по музыкальному развитию воспитанников.