«Классическая музыка как основа художественно-эстетического развития воспитанников дошкольного возраста»

12.10.2018

11 октября на базе МАДОУ «Золотой ключик» прошёл районный постоянно-действующий семинар: «Классическая музыка как основа художественно-эстетического развития воспитанников дошкольного возраста», на котором присутствовали музыкальные руководители, воспитатели.

Открыли семинар,  заведующий МАДОУ «Золотой ключик» Л.  Б. Николаенко и ведущий специалист комитета образования и молодёжной политики Администрации Маловишерского муниципального района О. П. Петрова. Они поприветствовали участников семинара, отметили большое значение классической музыки в развитии воспитанников дошкольного возраста и пожелали педагогам творческих успехов в работе.

Воспитанники МАДОУ «Золотой ключик» выступили с музыкальным сюрпризом для педагогов: исполнили стихи, частушки, танцевальную композицию «Осень золотая».  

 Руководитель районного постоянно-действующего семинара И. А. Емельянова   рассказала о современных подходах к использованию классической музыки в работе с воспитанниками, её влиянии на активизацию умственного, физического развития дошкольников. Становлению музыкальной культуры воспитанников придаётся огромное значение в современной педагогике. Музыка воздействует на ребёнка на самых ранних этапах его развития, оказывает влияние на формирование психики, а также подсознательно формирует вкусы и предпочтения. Приобретая определённые знания о музыке, а также умения и навыки, воспитанники приобщаются к музыкальному искусству. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию дошкольников. Безусловно, одним из важнейших аспектов формирования музыкального вкуса у воспитанников, является качество используемого репертуара: важно использовать высокохудожественную музыку, а это, прежде всего классическая музыка. Воспитанники раннего возраста прекрасно воспринимают старинную музыку И.Баха, В.Генделя. На ритмичную музыку дошкольники реагируют непроизвольными движениями. Из репертуара детской классики необходимо уже в младшем дошкольном возрасте знакомить воспитанников с альбомами фортепианных пьес для детей: П.Чайковского, Э.Грига, С.Майкапара и других. Помимо детской музыки воспитанникам старшего дошкольного возраста важно слушать и фрагменты классических произведений разных эпох: И.Баха, В.А.Моцарта, П.Чайковского, С.Рахманинова и других композиторов- классиков, прививая ребятам эталоны красоты.

Необходимо внести в повседневную жизнь детского сада некое разнообразие, например, проводить тематические презентации и семинары. Это могут быть рассказы о старинной музыке, слушание её в исполнении тех музыкальных инструментов, для которых она была написана: клавесин, орган. Для наглядности рассказ лучше сопроводить показом иллюстраций, дающих представление о жизни и обычаях той эпохи, в которой было создано произведение. На тематических занятиях по восприятию можно сопоставить музыку различных исторических эпох, например, танцы. Это и «Бурре», «Гавот», «Менуэт», «Вальс», «Полонез». Кроме того есть и другие нетрадиционные формы работы. Воспитанники,  занятые лепкой, рисованием, конструированием,  слушают негромкую музыку: например, «Лебедь» К.Сен-Санса, «Сладкая грёза», «Вальс» П.Чайковского, «Утро» Э.Грига, «Вальс» Ф.Шопена, «Вальс» А.Глазунова и т.д. В группе возник конфликт, воспитанники что-то переживают, или  за окном грустный дождливый день - звучит «Элизе» Л.Бетховена, «Болезнь куклы» П.Чайковского, «Полонез» М.Огинского. Пьеса «Октябрь» П.Чайковского – незаменимый музыкальный фон на развлечении после наблюдений за изменениями в природе осенью. Слушание музыки приобретает особую значимость, когда к этому процессу подключаются родители (законные представители). Пропаганда классической музыки среди них ведётся через музыкальный уголок, музыкальный ящик. Совместные викторины, участие в вечерах досуга, нетрадиционных занятиях по данному виду музыкальной деятельности в детском саду возвышает и активизирует воспитанников. Добрый, тёплый контакт с родителями (законными представителями) – успех в работе музыкального руководителя по художественно-музыкальному обогащению и культурному развитию воспитанников дошкольного возраста. Ирина Александровна предложила коллегам примерный план мероприятий на учебный год по ознакомлению воспитанников с классической музыкой.

Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад «Звёздочка» А. Н. Бовкуш поделилась опытом работы по использованию классической музыки в образовательной деятельности. Педагог использует классическую музыку при ознакомлении, закреплении «трёх китов» - жанров музыки. Анна Николаевна отметила, что классическая музыка помогает развивать метроритм в играх, танцах, импровизациях. Например, воспитанники с удовольствием исполняют танец «Анна» под музыку И.Штрауса, а пьеса «Лендлер» Л.Бетховена помогает различать разнохарактерную музыку, точно отметить части музыкального произведения, импровизировать танцевальные движения. Дошкольники предпочитают слушать популярную классическую музыку, учатся точно определять характер, жанр музыки, расширять свой словарный запас. Результативность обучения создаётся тогда, когда педагог сам активно заинтересован использовать разнообразную классическую музыку в разных видах детской музыкальной деятельности.

Таким образом, классическая музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, помогая воспитанникам лучше понять её содержание, музыкальные образы.

                Педагоги  в продолжение создания «Банка идей», обменялись музыкальным материалом (танцы, хороводы, игры, сценарии, оркестровки) для проведения осенних праздников.

В заключение работы районного постоянно-действующего семинара участники   подвели итоги мониторинга развития музыкальных способностей воспитанников на начало учебного года, отметили проблемы в обучении воспитанников с ОВЗ и наметили перспективы дальнейшей работы по музыкальному развитию с использованием классической музыки.