«Актуальные проблемы речевого развития дошкольников общеразвивающих групп ДОУ»

11.11.2016 

На базе МАДОУ «Золотой ключик» прошел районный постоянно – действующий семинар «Актуальные проблемы речевого развития дошкольников общеразвивающих групп ДОУ», на котором присутствовали педагоги общеразвивающих групп ДОУ района. Открыла семинар ведущий специалист комитета образования и молодёжной политики Администрации  Маловишерского  муниципального района О.П. Петрова. С приветственным словом к участникам семинара обратилась заведующий МАДОУ «Золотой ключик» Л.Б. Николаенко.

Руководитель районного постоянно-действующего семинара Е.В. Журавлева- воспитатель  старшей подготовительной общеразвивающей группы МАДОУ «Золотой ключик», рассказала  об актуальной  проблеме речевого развития в общеразвивающих группах. Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Речь воспитанника развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребенок проводит большую часть дня в детском саду, является  воспитатель, вот почему речь должна отвечать нормам литературного языка, быть внятной и, что очень важно, неторопливой. К речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.  В речи воспитанников  существует множество проблем. У многих воспитанников не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и наша задача, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно; плохая дикция.

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д..

Рассказала о взаимодействии  педагогов дошкольного учреждения с семьей, специалистами ДОУ - необходимое условие  полноценного речевого  развития дошкольников.

Учителя-логопеды МАДОУ «Золотой ключик» Орлова Г.Ю. и Изотова С. А. рассказали  о работе творческой группы « Речевичок», взаимодействии с воспитателями общеразвивающих групп, о рекомендациях решения  проблем речевого развития воспитанников. Показали мультимидийную презентацию творческой группы «Речевичок».

Музыкальный руководитель МАДОУ «Золотой ключик»Емельянова И. А.представила актуальные формы взаимодействия с воспитанниками по речевому развитию, которые ориентированы на индивидуальные особенности и возрастные возможности.

Воспитатели общеразвивающих групп МАДОУ «Золотой ключик»Федорова А.А.,Меликова Т. Р., Меквабишвили Л. И., Журавлева Е.В. рассказали о «Организации речевого развития».В каждой возрастной группе педагоги применяют знания и умения,используют в своей работе дидактические игры, театрализованные игры, пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, сюжетно- ролевые игры, подвижные игры, словесные игры, воспитатели учат воспитанников образованию новых слов, при этом происходит активное усвоение средств и способов словообразования, проводят работу с семьей. Воспитатель старшей подготовительной  общеразвивающей группы Журавлева Е.В. на примере снятых  родителями (законными представителями) видео – рассказах воспитанников,показала как важно работать над связным последовательным рассказом, чистотой речи дошкольников.

Журавлева Е.В. и  Меквабишвили Л. И. провели игровые тесты по  определению знаний, умений и навыков речевого развития  присутствующих педагогов. Игры проходили в командах.

Педагоги района поделились опытом работы по речевому развитию в своих ДОУ.

В заключении работы районного постоянно-действующего семинара участники рассказали о показателях речевого развития воспитанников и наметили перспективы дальнейшей работы по работе по данной теме.