Система дополнительного образования детей является
преемником внеклассной и внешкольной работы,
внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором
выстраивается система, получившая в законодательстве
название — дополнительное образование детей. Главное
принципиальное отличие его от своего предшественника
в том, что это образование ведется так же, как другие
типы и виды образования, — по конкретным образовательным
программам.
Дополнительное
образование детей — необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в ее образовании, в ранней
профессиональной ориентации. Дополнительное образование
детей многообразно, разно направлено, наиболее
вариативно.
Ценность дополнительного образования детей в том, что
оно усиливает вариативную составляющую общего
образования и помогает ребятам в профессиональном
самоопределении, способствует реализации их сил, знаний,
полученных в базовом компоненте.
Дополнительное образование детей создает юному человеку
условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь
если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая
задачи социально значимые, выходит даже
в профессиональное поле деятельности, то у него будет
гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте
больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Основное
содержание дополнительного образования детей —
практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок
действует сам в ситуации поиска, получает знания
из взаимодействия с объектами труда, природы,
с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации,
когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего
мира. Дополнительное образование детей — исключительно
творческое, потому что побуждает ребенка находить свой
собственный путь.
Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным
творчеством ребят: ведь все эти знания для школьников
личностно значимы. Через это открытие они открывают мир
и находят свое место в нем.
Дополнительное образование детей оказалось значительно
сильнее и шире, чем задумывалось при создании.
Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование
детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему,
в нем появляются совершенно новые черты.
Во-первых, развернулась целая сеть учреждений
дополнительного образования детей и появилось
бесчисленное множество дополнительных образовательных
услуг.
Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело
гибкость, невероятную для такой консервативной сферы,
как образование и педагогика.
В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему
интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы
действия дополнительного образования детей.
Дополнительное
образование формирует у ребенка самосознание, ощущение
ценности собственной личности, здесь ребенок может
избавиться от привычки действовать только по подсказке.
Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает
интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые
ему позволяют его индивидуальные способности.
Основными факторами, определившими развитие системы
дополнительного образования детей в Маловишерском
районе, стали:
-
развитие системы дополнительного образования детей
во всех типах и видах образовательных учреждений;
-
повышение эффективности и качества работы
образовательных учреждений дополнительного
образования детей;
-
укрепление связи науки и практики;
-
взаимодействие учреждений дополнительного
образования детей с учебными учреждениями
образования;
-
распространение передового педагогического опыта;
-
информационное обеспечение системы дополнительного
образования детей через телевидение, радио, прессу;
-
организация программно-методической службы;
-
создание системы предъявления результатов
образовательной деятельности детей в Маловишерском районе
(фестивали, выставки, конкурсы и т.д.);
-
Обеспечение межведомственного подхода в области
реализации интересов детей, создания социокультурной
инфраструктуры.
|